Ель - сакральное дерево славян

Как-то именно в этом году захотелось погрузиться в изучение символики, связанной с Елью и вообще хвойными в русской, славянской традиции. Сначала хотела осветить тему ели только в связи со свадебными обрядами и ее символику, а когда начала изучать, то поняла, что смыл сильнее, глубже... Поэтому немного погрузимся в роль Ели в народной традиции.

Всегда к Ели у меня было особое отношение. Я абсолютно точно считывала ее, как нижнемирное дерево. Было не совсем понятно, зачем люди ее сажают рядом с домом, потому что Ель - прямой портал в нижние миры, она очищает, обнуляет первые 10-15 минут, а потом снимает любого рода энергетику с живого человека, то есть вампирит. Это ее особенность - не плохая, но с ней надо научиться правильно работать. Ель - дерево бога Велеса нижнемирного - хозяина закрыдных Лугов, куда отправляются Души после смерти и находятся там до следующего своего воплощения. Зато нет ничего сильнее ели в обрядах, потому что даже обряды защиты, обряды на Велесовы святки - все самые сильные на энергиях и с использованием Ели и силы Велеса...

Ель в свадебных обрядах

Во многих свадебных обрядах России и Украины присутствовала Ель или другие хвойные деревья. Ее наряжали на свадьбу печивом (выпечкой в форме шишечек и птичек). Ель стояла в избе девицы, где собирался девичник перед свадьбой, и на протяжениии всей свадьбы наряженная ель стояла недалеко от молодых. Ель - была символом перехода и чистоты, непророчности, девственности. Именно благодаря своим свойствам к очищению, обнулению ее ассоциировали с девственной природой невесты.

Также она была символом перехода и помогала невесте перейти из состояния девицы в состояние жены. Вся свадебная обрядовость была направлена на то, чтобы облегчить молодым и их родам непростой энергетический и духовный процесс слияния сил двух родов, процесса вхождения девушки в Род доброго молодца. Трудно представить, насколько энергетически тяжелыми являются эти процессы и все действо свадьбы было призвано облегчить это. Каждая деталь, каждый оберег, каждое действие призвано было поспособствовать процессу перехода. Девица "умирала" энергетически в своем Роду, доме и возрождалась в роду Мужа. Это ли не переход? Она умирала как непорочная, чистая девица и рождалась в новой ипостаси. Именно поэтому иногда, наряду с радостными торжествами, параллельно предполагалось оплакивание и процесс расставания с семьей, в которой она выросла и с подругами, которые были ее верными спутницами до замужества. Ель же во всем этом действе олицетворяла невесту, не ведающую женской жизни, являлась символом добрачного периода и девичьей чистоты.

Вспомним множества песен, которые мы до сих пор поем, но не понимаем глубинного их смысла...

«Калинка» (слова и музыка: Иван Ларионов)
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!

Ах! Под сосною под зеленою
Спать положите вы меня;
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Спать положите вы меня.

Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!

Ах! Сосёнушка ты зелёная,
Не шуми же надо мной!
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Не шуми же надо мной!

Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!

Ах! Красавица, душа-девица,
Полюби же ты меня!
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Полюби же ты меня!

Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!

В песне явно описан переход из спящего, невинного состояния девицы в чувства, которые пробуждают к жизни другие силы внутри девицы. Не зря считалось плохой приметой сажать ель рядом с домом, где жила полноценная семья, потому что ель обнуляла женскую дородную энергетику, связанную с замужней жизнью. Считалось, что либо эта женщина потеряет своего мужчину, либо он умрет раньше положенного. Вот вдовам жить недалеко от еловых лесов не воспрещалось.

Другие сферы применения ели

Помимо свадебной символики Ель имеет отношение к потустороннему Миру и к обрядам, связанным со смертью. Если первую часть статьи я полностью создала сама, то в этой буду также использовать некоторые интересные факты из разных источников. Пришлось кое-что перечитать и пособирать. Именно особенности энергетики Ели заставляли интуитивно многих реагировать тревогой в душе, и смутными переживаниями. Вспомним даже примеры из поэзии и литературы...

В отличие от лиственных пород, хвойные деревья, по мнению А.А. Фета, «пору зимы напоминают», не ждут «весны и возрожденья»; они «останутся холодною красой / Пугать иные поколенья». Лев Толстой в «Войне и мире», описывая первую встречу Андрея Болконского с дубом, также говорит о том неприязненном впечатлении, которое «задавленные мёртвые ели» производят на героя: «Рассыпанные кое-где по берёзнику мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме». Вечнозеленые — вечноживущие... В древней Греции ель была священным деревом Артемиды, у кельтов, хантов, вотяков, удмуртов и многих других народов елям поклонялись и приносили жертвы.

Вообще, на Руси старые деревья в народной культуре наделялись мудростью, а молодые деревья помогали решать молодёжные проблемы. Учитывая то, что Ели росли на болотистых местностях, их бытие связывали с водой рядом. Вода являлась переносчиком информации, именно через подземные реки Земля была объединена информацией из разных точек Планеты. Если сесть у воды и помедитировать на неё, то можно считать информацию, которую она принесла из других краев. Под деревьями слушали волю Богов (ср. название леса – «шум»), вода и дерево вкупе - вдвое увеличивали силу контакта. Получалось что-то вроде завораживающе - немигающего «божьего ока», в котором можно было найти ответы на свои вопросы.

В древности у финнов существовал ритуал слушания ели: крестьянин, чтобы получить нужную ему информацию, проводил ночь под кроной ели, которая находится возле его дома, и дух сообщал её. При строительстве дома крестьянин на месте строительства должен был провести ночь под елью, и если ему приснится дух, то строительство дома ему угодно, в противном случае откладывали. Или по шуму кроны пытались определить — можно ли здесь строить, иногда даже рожали под корнями ели.

Известный искусствовед В.Г.Брюсова, обследуя часовню в карельской д. Маньга (памятник XVII—XVIII вв.), констатирует: «Иконы местных писем большей частью писали на сосновых или еловых досках...» Это же явление отмечается и в Сибири — народные иконы там также писались на ели. Случайно ли народные часовенные иконы писались на еловых или сосновых досках? Имела ли порода дерева сакральное значение?

Нашим предкам были хорошо известны физические свойства ели: «Замечательные «музыкальные способности» еловой древесины человек подметил еще в глубокой древности. Старинный русский инструмент - гусли мастера непременно выдалбливали из еловой колоды. «В лесу вырос, на стене вывис, на руках плачет, кто слушает — скачет». В загадке речь идет о старинном русском инструменте гудке — разновидности скрипки, который тоже выдалбливали из ели. Все это стало известно после раскопок археологами древнего Новгорода. Французский исследователь XIX в. Савар подсчитал скорость прохождения звука в еловой древесине. Оказалось, что скорость звука в воздухе в 15—16 раз меньше, чем в еловой древесине. Было множество попыток заменить древесину ели другими древесными породами, но ни одна из них не увенчалась успехом. Специалисты считают, что вряд ли удастся скоро найти материал, подобный по свойствам акустики резонансной ели… Музыкальные способности ели проявляются порой совсем неожиданно. Вдруг запоет еловая древесина в предметах, которые не имеют к музыке никакого отношения. Быть может, не случайно знаменитые вологодские кружева плетут чаще всего на легких еловых коклюшках. 10-12 пар коклюшек перебирает одновременно в руках кружевница. Соприкасаясь друг с другом, коклюшки издают мягкие негромкие звуки, напоминающие звуки ксилофона… И не случайно заказывают мастерицы коклюшки чаще всего из ели — ведь певучая резонансная древесина вологодской ели славится давно у музыкальных мастеров нашей страны. (Геннадий Федотов «Этюды о деревьях»).

Ель как часть крестьянского дома

При закладке нового дома для нижнего венца выбирали ёлку, которой придавалась символика «души предков», а потому они получили прозвища — «ельники». Надо отметить, что верх дома венчали особые крюки — «курицы», на которых держалась безгвоздевая крыша. Делались курицы из корневища ели. В сакральном осмыслении крестьянского дома как храма ель есть его аналог, вертикаль, соединяющая мир предков и небо. Причём крюк курицы иногда вырезался в форме дракона, связь которого с миром мёртвых хорошо изучена. Если учесть, что обильные этнографические материалы постоянно напоминают о соотношении курицы с Велесом, миром мёртвых, то, видимо, название это не случайно. Однако, из ели, как и из осины, запрещалось строить дома целиком, только отдельные его элементы. И это правильно.

Ель - древо предков

О принадлежности ели к иному миру и её связи с предками красноречиво свидетельствуют священные рощи старинных кладбищ в Карелии, Коми, Архангельской области и др. регионах, состоящие из хвойных пород, преимущественно из ели. «В мировоззрении печорских староверов, — пишет исследовательница старообрядчества в Коми Т.И.Дронова, — хвойный лес ассоциировался с потусторонним миром. На это указывают выбор места для кладбища — ельник, запрет на одиночное хождение в хвойный лес, который называли тёмным». На карельских кладбищах нередко можно увидеть ель (космическую вертикаль), увешанную тряпочками и полотенцами.

Сохранился до сих пор обычай устилать еловыми лапками пол помещения, в котором прощаются с умершим, дорогу, по которой несут гроб. Еловые ветви кладут на пол в помещении, где лежит покойник (вспомним у Пушкина в «Пиковой даме»: «…Германн решился подойти ко гробу. Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холодном полу, усыпанном ельником»).

Еловыми ветками удмурты стегали друг друга, возвращаясь с кладбища, чтобы воспрепятствовать духам следовать за живыми к дому. Еловые ветки были материальным знаком животворной силы обрядового дерева (ели), аналога или заместителя мифологического мирового древа, в них было средоточие животворной природной силы» (Конка). На обрубленных ветках карсикко сидели во время ритуальной трапезы, помелом из хвойных пород опахивали могилы в северных районах Карелии, зеленые хвойные ветки бросали в подол молодой хозяйке, что должно способствовать семейному счастью и рождению детей. Хвойную ветку, украшенную лентами, возили в санях с чучелом масленицы, или в дровнях возили еловое дерево в праздник масленицы (Максимов). Самоубийц Рода, как правило, закапывали не на кладбище, а именно в хвойном лесу, у дороги или за оградой кладбища. Этому были множества причин, которые современные люди уже перестали осознавать. Я как-то пару лет назад делала большое занятие по похоронным обрядам на Руси. Очень много интересного и важного, что нужно бы знать каждому человеку. Подробнее о нем можно посмотреть здесь.

В современном сознании за Елью закрепились новые смыслы, потому что не так давно, всего несколько веков назад, было введено празднование Нового Года, связанное с украшением елки. В России елку на Новый Год стали наряжать довольно поздно по сравнению с другими странами Европы, раньше этой традиции совсем не было. Произошло это при императоре Петре I, который перенял этот обычай у своих немецких товарищей, которыми во время его правления было заполнено все российское государство, даже в Российской Академии наук того времени из 34 членов Академии русскими были только 3 человека. Это Ломоносов, Устяров и Ярцов.

Поделиться:
Если статья оказалась Вам полезной, Вы можете выразить автору благодарность материально в размере, который посчитаете нужным:

Контакты

Для связи заполните поля формы и нажмите "Отправить".
Вы также можете связаться со мной по:
e-mail: zhivokolo@yandex.ru
skype: galinka3131


Отправляя сообщение, Вы принимаете политику конфиденциальности
Товар добавлен к корзину
Перейти в корзину
Оформить заказ
Продолжить просмотр сайта